1-я девочка
Сюзанна. Она поскальзывается, падает и видит, что у нее разбиты коленки. Бежит
домой плача. Ее мама смотрит на нее с любовью и говорит: «Болит, правда? Дай я
тебя обниму. Давай промоем рану». Мама дает пластырь, дает посидеть на коленках
и, может быть, песенку вместе поют. И через какое-то время маленькая девочка
перестает плакать и бежит обратно играть. Через некоторое время мама спросит:
«Ну что, все еще болит?» «Да, нет», — ответит девочка.
Это
иллюстрация для БЕЗОПАСНОЙ привязанности.
Чему
Сюзанна научилась?
То, что она
узнала о себе:
— Я могу
различить, что я чувствую.
— Я уважаю
свои чувства.
— Когда я
чувствую себя плохо, я верю, что мои чувства важны.
— И я могу
обращать внимание на мои потребности.
То, что она
узнала про других людей:
— Эмоции
других людей важны.
— Я могу
идентифицировать, выдерживать и сочувствовать эмоциям других людей, не
заставляя их чувствовать хуже.
2-я девочка
Мария. Мама готовит на кухне. Мария, со слезами на глазах, говорит: «Я упала,
мне больно». Ее мама без слов берет пластырь, перекись водорода, протирает
рану. Мария пытается найти взгляд мамы, но мама фокусируется на материальной
стороне и Мария тоже фокусируется на том, как мама вытирает рану. И успокаивается.
Когда мама заканчивает, она говорит: «Иди, вымой руки, сейчас будем ужинать». И
возвращается к своим кухонным делам. Мария вытирает слезы и идет мыть руки.
Это
иллюстрация ИЗБЕГАЮЩЕГО типа привязанности.
Чему
научилась Мария в отношениях с собой.
— Я не
знаю, что я чувствую.
— У меня
сложности с пониманием чувств.
— Когда я
плохо себя чувству, я не даю время себе понять, что я чувствую.
Чему
научилась Мария в отношении с другими людьми.
— У меня
проблемы с пониманием чувств других людей.
— Когда
другим плохо, я фокусируюсь на себе.
3-я девочка
Лада. Лада бежит домой и плачет. Мама слышит плач и выбегает навстречу, думая,
что что-то серьезное случилось. И когда она видит дочь, то хватает ее за руку и
кричит на нее: «Я тебе тысячу раз говорила, будь аккуратна. У меня из-за тебя
скоро будет сердечный приступ». Девочка не успокаивается, она еще больше
начинает плакать. Мама, видя, что девочка не успокаивается, говорит: «Не плачь,
это плохо выглядит».
Это
ТРЕВОЖНАЯ привязанность.
Чему
научилась Лада в отношениях с собой и с другими людьми.
— Мои
эмоции переполняют меня и других людей.
— Я
чувствую вину за свои эмоции.
— Я не
знаю, что делать со своими эмоциями. Я отчаянно ищу других, но, если они
отвечают, я не способна успокоиться. И иногда я даже злюсь, когда они хотят мне
помочь. И у меня занимает много времени, чтобы себя почувствовать лучше.
4-я девочка
Тереза. Она очень пугается тем, что упала. Не может перестать плакать. Когда
она возвращается домой, мать говорит ей: «Ты вечно падаешь, ты неуклюжая». Тереза
начинает плакать еще сильнее и ее мать еще больше расстраивается.
—
«Заткнись, ты такая плакса, я даже не знаю, в кого ты пошла».
Девочка
царапает себя и начинает плакать еще больше. Мама выходит из себя, бьёт ее и
говорит: «Так, еще больше хочешь?». Тереза падает из-за этого воздействия,
замораживается и перестает плакать.
ДЕЗОРГАНИЗОВАННЫЙ
тип привязанности.
Чему Тереза
научилась?
—
Показывать свои эмоции опасно.
— Если я
попрошу помощи, меня могут ранить.
— Я
заслуживаю того, что со мной случилось, это моя вина, что я такая.
Автор
Долорес Москуэро